«Правдивая история об Алых парусах» (Правдива історія про Червоні вітрила) (2010)

Оригинальное название: «Правдивая история об Алых парусах» (Правдива історія про Червоні вітрила)
Жанр: сказка, мелодрама, экранизация
Формат: многосерийный, цветной
Режиссер: Александр Стеколенко
Авторы сценария: Олег Гаенко, Анна Костылева, Александр Грин
Актеры: Вероника Иващенко, Александр Бухаров, Юрий Стоянов, Эвклид Кюрдзидис, Михаил Светин, Юлия Агафонова, Альберт Филозов, Александр Баширов, Семён Фурман, Юозас Будрайтис, София Николь Катеринчук, Яков Кучеревский, Олег Примогенов, Александр Попов (IV), Виталий Линецкий, Владимир Николаенко, Игорь Цышкевич, Владимир Цывинский, Ирина Мельник, Юлия Гершаник, Юлия Корниенко, Валентин Шестопалов, Александр Спирин, Сергей Сипливый, Владимир Сощенко, Вадим Скуратовский, Мария Юсупова, Надежда Трицинская, Дилявер Сеттаров, Эльмар Аблаев, Вячеслав Крамарев, Эльдар Джелилов, Евгений Пухкий, Владимир Меньшиков, Эшреф Ягьяев, Артур Ли, Борис Чернокульский, Константин Гапонов, Виталий Максименко, Виталина Понятенко
Оператор: Алексей Цвелодуб
Композитор: Игорь Вдовин
Художник-постановщик: Алексей Величко (II)
Художник по костюмам: Анжела Лисица
Монтаж: Владимир Запрягалов
Художник визуальных эффектов: Сергей Солодкий
Продюсеры: Сергей Созановский, Егор Бенкендорф, Сергей Недзельский, Максим Асадчий, Виталий Климов, Максим Дончик
Длительность: 4 серии по 45 минут (180 минут)
Язык: украинский
Страна: Украина
Производство: Телеканал «Интер», студия «Интер Медиа Продакшн», совместно с компаниями «Укрфильмтрест» и «Пронто Фильм»
Год: 2010
Премьера: 3 октября 2010 года

«Правдивая история об Алых парусах» — украинский 4-серийный фильм-сказка режиссёра Александра Стеколенко 2010 года по мотивам произведений Александра Грина. В основе фильма лежит повесть Александра Грина «Алые паруса». Критики пытались сравнивать фильм с советской экранизацией Александра Птушко «Алые паруса» и главную героиню с Анастасией Вертинской, но авторы фильма подчеркивали, что они намеренно хотят уйти от всяких сравнений с классической экранизацией. В фильме появились персонажи из других рассказов Грина (Гез, Бам Гран, комендант порта, профессор Коломб, кукла Ксавелий, сыщик Дрейк, Тильс). Помимо любовной линии (Ассоль — Грей) в фильме появилась авантюрно-детективная интрига, в основу которой был положен «перевертыш» — узнав о мечте девушки под Алыми Парусами, к Ассоль пришел не капитан Грей, а бургомистр Гез.

Сюжет

Первая серия

Мечтательной девочке Ассоль (Вероника Иващенко) Сказочник (Юозас Будрайтис) предсказал, что в один прекрасный день за ней приплывёт принц под алыми парусами. Несмотря на увещевания отца и насмешки всего города над её доверчивостью, Ассоль ежедневно выходит на берег портового городка Лисса, ожидая Алые паруса. В Лисс прибывает корабль капитана Грея (Александр Бухаров), который внезапно для всей команды решил изменить курс своей шхуны «Секрет». В городе тем временем творится неладное — полноправным хозяином Лисса становится бургомистр Гез (Юрий Стоянов) чье самодурство и капризы вызывают тревогу у мирных жителей. У Геза редкое заболевание — жажда обожания. Он подпадает под влияние мастера секретных поручений Бам-Грана (Эвклид Кюрдзидис), который склоняет его к женитьбе на юной Ассоль. Обманным путем Гез захватывает корабль капитана Грея и поднимает Алые паруса. Мечта Ассоль исполняется, но при виде Геза она растеряна.

Вторая серия

Выброшенного на берег капитана Грея находит кукла Молли (Юлия Агафонова) — идеальное создание своего отца, экспериментатора профессора Коломба (Валентин Шестопалов). Грей в беспамятстве, он видит сны о ждущей его таинственной девушке (Ассоль). Кукла Молли влюбляется в Грея. Тем временем в Лиссе бургомистр Гез готовится к свадьбе с Ассоль. В тайне от нее ее отец из-за подлости Бам-Грана брошен за решетку. Ассоль проявляет строптивость. Чтобы сломить ее волю, доктор Филатр (Семен Фурман) заставляет ее принять дурманящие таблетки. Сыщик Дрейк (Александр Баширов) входит в конфронтацию с бургомистром Гезом и его верным помощником Лемареном (Яков Кучеревский). Дрейка отстраняют от должности. Сбежав из объятий куклы Молли, Грей находит на побережье Лисса спящую Ассоль и узнает в ней героиню своих снов. Грей надевает на ее палец кольцо-талисман.

Третья серия

В таверне Лисса капитан Грей находит своих друзей Санди и Дюрока и узнает о скорой свадьбе Ассоль и Геза. Грей решает помешать планам бургомистра. В курильне опиума Бам-Гран заставляет Геза подписать договор, согласно которому после свадьбы все городское имущество переходит ему. Гез отправляет взбунтовавшуюся Ассоль в клинику доктора Филатра, где тот с помощью гипноза и опиумных таблеток убивает мечты жителей Лисса. Сыщик Дрейк пытается расследовать дело о контрабанде опиума и проникает в клинику Филатра, но Филатр усыпляет его уколом. По приказу Геза капитан Грей брошен за решетку. Его соседом по камере оказывается отец Ассоль (Игорь Цишкевич). Оттуда его вызволяет следующая за ним по пятам кукла Молли. Грей вынужден сказать Молли, что ищет Ассоль. Молли в бешенстве. Вместе с Бам-Граном она приходит в больничную палату к Ассоль и убеждает ее выйти замуж за Геза.

Четвертая серия

В Лиссе начинаются волнения. Недовольные самодурством Геза жители выходят на площадь. Грей становится предводителем бунтовщиков. Бургомистр напуган. По совету Бам-Грана Гез увозит Ассоль на Лысую Гору. Сыщик Дрейк узнает о планах Геза и отправляется по его следам. Бам-Гран ранит Дрейка выстрелом из пистолета. Доктор Филатр в панике сбегает из клиники и открывает своему пациенту Лемарену тайну. Лемарен является сыном Филатра. По приказу Геза все эти годы Филатр проводил над Лемареном эксперименты. Лемарен, безропотно подчинявшийся Гезу, начинает ненавидеть бургомистра. Остальные пациенты Филатра вспоминают о своих утраченных мечтах и оказываются на свободе. С помощью изобретения профессора Коломба Грей поднимает свой корабль под алыми парусами в небо и спешит на помощь своей возлюбленной Ассоль. Победив Бам-Грана в сабельной дуэли, Грей возвращает в Лисс спокойствие и веру в мечты. Бургомистр бежит из города. Грей вместе с Ассоль под алыми парусами отправляется навстречу новым приключениям.

В ролях

• Вероника Иващенко — Ассоль
• Александр Бухаров — Капитан Грей
• Юрий Стоянов — Бургомистр Гез
• Эвклид Кюрдзидис — Бам-Гран
• Юлия Агафонова — Кукла Молли
• Александр Баширов — Сыщик Дрейк
• Альберт Филозов — Тильс
• Михаил Светин — Продавец тканей
• Семен Фурман — Доктор Филатр
• Яков Кучеревский — Лемарен
• Валентин Шестопалов — Профессор Коломб
• Юозас Будрайтис — Сказочник
• Виталий Линецкий — Синкрайт
• Игорь Цишкевич — Лонгрен
• Владимир Николаенко — Экскурсовод

Интересные факты

Идея новой интерпретации Грина принадлежит кинорежиссеру Роману Балаяну.

* * *

В фильме присутствуют элементы едкой политической сатиры, так, например, изображения бургомистра Геза на стенах домов в городе Лисс напоминают профиль президента Украины Виктора Януковича. А самому Гезу авторы придали черты городского головы Киева Леонида Черновецкого.

* * *

Музыку к фильму написал известный российский композитор Игорь Вдовин. Также в фильме звучала песня барда Александра Городницкого «Моряк, покрепче вяжи узлы» в исполнении Джамалы и группы Dislocados.

* * *

Болгарская баркентина «Калиакра» сыграла роль галиота «Секрет», на котором Грэй пришёл под алыми парусами. В экранизации Александра Птушко в роли «Секрета» также снималась баркентина — «Альфа».

* * *

Фильму принадлежит своеобразный рекорд — самая длинная сцена в отечественном кино, снимавшаяся на хромакее.

О фильме

«Правдивая история об алых парусах»: и детектив, и приключения, и любовь. В Крыму продолжаются съемки фильма по мотивам знаменитой книги Александра Грина

«Правдивая история об алых парусах» — именно таково рабочее название 4-серийного фильма, съемки которого начались в Крыму вчера, 10 сентября. Более месяца киношники возводили декорации на Ялтинской киностудии и в районе знаменитой Лисьей бухты под Коктебелем. Из фанеры и арматуры они сделали удивительный сказочный город — Лисс. Тут-то и развернутся основные события картины.

— Фильм радикально отличается от книжной версии, — пояснил «КП» режиссер картины Александр Стеколенко. — Есть отдельная детективная линия, любовная, есть противостояние мечты и обыденности, есть приключения.

Первую сцену снимали битых два часа: оператор менял ракурс, брал и общие планы, и крупные. Первым не выдержал попугай, который тоже присутствовал в кадре. Он каким-то образом выбрался из клетки и упорхнул. Через 15 минут привезли нового пернатого героя и съемки продолжили.

К церемонии разбивания символической тарелки на площадке собрались все актеры, кроме Александра Бухарова (он играет капитана Грея). Режиссер по традиции грохнул испещренный автографами предмет столовой утвари о штатив камеры.

— Неужели мне достался осколок с личными инициалами? — удивленно воскликнул Альберт Филозов, рассматривая свой кусок тарелки. — Точно! Ну, надо же, дома больше сотни таких сувениров, но никогда еще такого не случалось.

Для съемок следующего эпизода из Одессы пригнали довоенный автомобиль «Ауди». Это транспортное средство злого и коварного бургомистра, которого играет Юрий Стоянов.

— Я автомобилист заядлый, на всем езжу сам, — потирая руки, воскликнул Юрий Николаевич. — Просто замечательно! Если он рабочий, то обязательно сяду за руль и поеду. Люблю когда подо мной че-нибудь дрынчит!

За игрой Стоянова с восхищением наблюдала вся съемочная группа. После первого же дубля он вытащил 100-гривенную купюру и, положив ее на камеру, сказал оператору: «Не знаю как у вас, но когда снимался у Михалкова, то так все делали. На счастье!»

Несмотря на то, что в первый съемочный день Грей на киностудии был не нужен, Александр Бухаров все-таки приехал.

— Вчера я познакомился с моей любовью — Ассоль, — рассказал он «КП» — а сегодня — с группой. Люблю приезжать заранее, а не приходить и с бухты барахты в кадр. К тому же надо знать, как работает режиссер. Это тоже важно.

— Два раза!

— Здесь ты не лирический моряк, в которого все влюблены, как у Грина...

— Не хочу повторять Ланового, да у меня это никогда и не получится. Насколько мы договорились Грей будем немножко шебутной, бравый моряк, немножко драчун. Не хочу быть в чистом виде героем. Ведь Грей обошел полмира, где только не бывал. У него азарт к жизни, глаза горят, драчун. Что получится, потом посмотрим.

— То есть?

— В прямом смысле. На Украине, к сожалению, не оказалось парусов. Корабль мы не нашли. Когда искали судно, выяснилось — парусник класса А «Дружба» (таких во всем мире всего-то 29 штук) приписан к Одесскому мореходному училищу. Но уже почти два года не может сдвинуться с места. Необходимы деньги, в масштабах государства совершенно небольшие, однако их нет. Потому нашли судно в других краях.

«Комсомольская правда на Украине», 11.09.2009

В Крыму Альберт Филозов продает счастье, а Юрий Стоянов воплощает зло

Съемки 4-серийного фильма по мотивам произведений Александра Грина «Правдивая история об Алых парусах» начались с очень символичной сцены: встречи Ассоль (Вероника Иващенко, известна по фильмам «Глянец», «С.С.Д.») и «продавца счастья» Тильса (Альберта Филозова) на одной из улиц приморского города Лисса. У девушки, которой «легче жить босиком», нет даже мелочи, чтобы купить у Тильса бумажку с предсказанием и он ей дарит «счастье» даром... В придуманном Грином мире этой встречи не было, потому что они — герои разных произведений: хрупкая юная Ассоль из повести «Алые паруса», а чудаковатый Тильс из рассказа «Комендант порта».

«Мы основательно переврали Грина, и надеюсь, он нам это простит, — поясняет "Сегодня" режиссер картины Александр Стеколенко. — У нас нет задачи экранизации, мы снимаем не по книге "Алые паруса", а вообще по мотивам многих произведений Грина и стараемся сделать это в ироничном ключе. Но все-таки надеюсь, что там удастся создать и донести до зрителей атмосферу гриновской романтики. Сохранится история отношений Ассоль и Грея, только по сценарию мы ее усложнили и на их пути друг к другу поставили большое количество препятствий. В отличии от гриновских "парусов" у нас действуют и темные силы, зло у нас с лицом Юрия Николаевича Стоянова. И надеюсь, это будет смешно. Его герой — Гез, уже человек остепенившийся, который добился высокого положения на берегу и которому болезненно требуется "общественное признание". Вот поэтому, собственно, рабочее название нашего фильма "Правдивая история об Алых парусах". Мы так решили, что Грин написал упрощенно, а мы как бы рассказываем, что было в этой истории на самом деле».

Декорации нового Лисса на Поликорувском холме в пределах ялтинской киностудии построены на развалинах старого Лисса, где четыре года назад режиссер Валерий Пендраковский снимал фильм «Бегущая по волнам». Но художнику-постановщику Алексею Величко удалось изменить его воображаемые географические координаты, перенести через океан — теперь это не затерянный где-то на Средиземноморье городишко, а портовый город на острове в карибских красках и ритмах. А его бедняцкие окраины находятся в другой части Крыма — уже построены декорации трущоб в знаменитой Лисьей бухте, недалеко от Судака. И по команде режиссера этот город оживает: появляются главные герои и пестрая массовка — студентки симферопольских вузов из Нигерии продают пряности за прилавками, развешивают белье, занимаются стиркой, их земляки таскают чемоданы и бамбук. В одной из сцен на велосипеде проезжает легендарный пловец и ныряльщик, ялтинец Игорь Нерсесян — со своей колоритной бородой и мощным торсом...

Исполнитель роли Грея — Александр Бухаров («Волкодав», «Слуга государев») в Ялту приехал специально на день раньше, чтобы познакомиться со съемочной группой, режиссером и своей «пассией». У него как раз сейчас в заканчиваются съемки на другом конце полуострова — в Керчи, в фильме «43-й номер». «Я же никогда еще не играл в своей карьере романтических героев, — рассказывает Александр Бухаров. — До этого я либо спасал мир и все человечество, либо гонялся за кем-то со стрелялками-пулялками. Вот сейчас до "Алых парусов" получилось так, что в трех проектах подряд: "Шальной ангел", "Хозяйка тайги" и "43-й номер" я везде играю капитанов — следователей! Я уже Уголовный кодекс наизусть выучил за это время и знаю все милицейские термины. И этим я уже так наелся, что невероятно обрадовался предложению сняться в "Алых парусах". Для меня это будет настоящий отдых души. Я не хочу, естественно, повторять Ланового (Василий Семенович сыграл Грея в картине А. Птушко "Алые паруса (1961) — прим.авт.) — у меня это никогда не получится. Мы договорились с режиссером — что это будет совсем другой Грей — такой штормовой, бравый, непредсказуемый моряк, который на кораблях исходил полмира. У него должен быть азарт к жизни, глаза гореть, я не хочу его делать в чистом виде — романтическим героем, от этого мы все равно никуда не уйдем. А что получится — увидим».

Съемки фильма запланированы до середины октября также в Алупке, Гурзуфе и окрестностях Ялты (в фильме Александра Птушко основными точками крымской географии были Ялта и Коктебель), а потом — в павильонах Киева. Премьера совместного проекта студии «Интер Медиа Продакшн», компаний «Укртелефильмтрест» и «Пронто Фильм» запланирована на телеканале «Интер» весной 2010 года.

Для одного из главных героев фильма — Геза (Юрий Стоянов) из Одессы пригнали роскошный ретро-автомобиль с откидной крышей — Wanderer 1938 года выпуска. У машины все «родное», кроме двигателя — под капотом лошадиные силы от создателей «Волги» ГАЗ-21. Наличие такого авто-красавца очень воодушевило Стоянова — заядлого автомобилиста с 31-летним стажем вождения. «Если машина действительно едет, то мы с режиссером обязательно, что-то придумаем, чтобы у меня появилась возможность покататься в кадре, — говорит Юрий Николаевич. — Я очень люблю, чтобы подо мной что-то дрынчало. Посмотрим, что из этого выйдет, а пока первый съемочный день — он всегда очень опасный. Знаете чем? Я сколько в кино снимаюсь, первый съемочный день потом всегда переснимают, потому что артисты все стараются очень. А это же будет всего-навсего проходная сцена, всего-навсего фраза в картине, ведь что-то было до нее, что-то будет после нее. И мы не умеем в отличие от американцев: сделать ровно столько сколько нужно. Что я должен сегодня доказать — что меня не зря пригласили в Ялту? А я ведь должен всего-навсего сказать всего четыре фразы. Вот их и надо сказать, а не думать о том, как другие 50 человек съемочной группы подумают, как я это сказал. Наплевать надо на всех — но не получается. Старается режиссер, стараются артисты, все стараются — в результате: пшик. Потому что чувство повышенной ответственности очень мешает в искусстве. В искусстве надо баловаться».

Машину Геза выбирали из 15 возможных вариантов, а вот подходящего парусника для Грея и Ассоль в Украине найти не удалось. Парусное судно «Дружба», о котором мечтал режиссер Александр Стеколенко уже несколько лет стоит на приколе в Одессе. Так что с «Алыми" парусами» нам поможет заграница — подход парусного фрегата ждут из Болгарии.

Традиция. Съемки картины начались с разбития тарелки. Стоянов хвастает перед режиссером Стеколенко

Первый съемочный день оказался напряженным — работали с 8 утра и до заката с перерывом на традиционное разбитие тарелки о штатив камеры. Альберту Филозову среди десятков осколков удалось отыскать кусочек со своим автографом. «Это хорошая традиция, у меня уже собралась большая коллекция таких осколков, ведь я побывал на съемочных площадках около ста фильмов, — говорит Альберт Леонидович. — Но еще никогда и никому не удавалось из осколков заново склеить тарелку. Теперь будет у меня осколок и с "Алыми парусами". В молодости я эту историю не очень-то любил, а сейчас прочел с удовольствием. Но сценарий отличается резко: он несколько политизирован, там есть элементы нашего времени и предыдущего времени 30-летней давности. А сам Грин, по-моему, сегодня очень даже неплох — не знаю, как это сейчас молодые воспримут, но я перечитал с удовольствием. Что же касается моего героя — он комендант порта, и это не должность, а прозвище. Это такой чудаковатый, неприкаянный человек, который каждый день встречает прибывающие в гавань корабли. Он никогда не был моряком, но очень любит море. Люди над ним посмеиваются, но не обижают...»

Была на съемках и внеплановая пауза: из клетки вырвался на свободу и улетел попугай, которого носит с собой Тильс. Ассистентам режиссера срочно пришлось ехать на ялтинский рынок и искать замену безответственному «актеру». «Думаю, это хорошая примета, — с улыбкой комментирует происшествие Ника, исполнительница роли Ассоль. — Свобода всегда лучше неволи, а тут климат подходящий, так что попугай не пропадет». Кстати, актриса перечитала повесть Грина и посмотрела впервые старый фильм, только когда ее утвердили: «Решила, что надо это сделать, иначе как-то неприлично. Наша версия мне нравится больше, чем та, что была снята почти полвека назад — там слишком много и буквально перенесено из книги. А кино — это все-таки нечто другое. Ничего перенять от той героини, которую сыграла Анастасия Вертинская, я не стараюсь: может при просмотре что-то промелькнуло в мыслях: "Вот и у меня есть такое". Поэтому может и будет что-то похожим».

«Сегодня», 12.09.2009

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2024 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.