«Ассоль» (2013)

Оригинальное название: «Ассоль»
Жанр: балет в 2-х действиях
Руководитель постановки: Адам Мурзич
Автор: Александр Грин
Композитор: Владимир Савчик
Автор либретто: народный артист Беларуси Владимир Иванов
Хореограф-постановщик: народный артист Беларуси Владимир Иванов
Дирижер-постановщик: Олег Лесун
Художник-постановщик: Валентина Правдина
Дирижеры: Марина Третьякова, Николай Макаревич
В ролях: Тимофей Войткевич, Ририко Оно, Мику Сузуки, Александр Мисиюк, Владислав Журов, Никита Полукчи, Георгий Андрейченко, Ирина Войтекунас, Татьяна Ермолаева, Ольга Серко, Ольга Янович, Антон Аржанников, Елена Германович, Маюко Оно, Юлия Сливкина и другие
Длительность: 1 час 50 минут
Страна: Белоруссия
Театр: Белорусский государственный академический музыкальный театр, Минск
Премьера: 12 января 2013 года

Балет в 2-х действиях «Ассоль», написанный композитором Владимиром Савчиком, был поставлен в 2013 году на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра. «Ассоль» — белорусский балет, в основе которого — знаменитая повесть Александра Грина «Алые паруса», написанная в 1916—1922 годах и получавшая неоднократное воплощение на сцене и на экране. Премьера спектакля состоялась 12 и 13 января 2013 года. Хореография и либретто народного артиста Беларуси Владимира Иванова. Постановка осуществлена при содействии Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

Сюжет

В свое время над «Алыми парусами» работали такие разные мастера, как талантливый «сказочник» — кинорежиссер Александр Птушко, режиссер Борис Степанцев, композитор Максим Дунаевский, поэт Леонид Дербенев. Действительно, история о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте не может не вдохновлять.

Однако композитор Владимир Савчик и балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Владимир Иванов прочли эту историю каждый по-своему. Савчик создал музыкальное решение, далекое от нежно-романтических тонов, Иванов предпринял попытку переложить романтическую прозу Грина на современный и экспрессивный язык балета. Те, кто ожидает насладиться томными девичьими вздохами, будут несколько разочарованы. Зрителей ждет мир страстей и соблазнов, путешествие в подводное царство, и масса самых противоречивых впечатлений. Спектакль «Ассоль» — это не мир сказки, а стремительное драйвовое действо, рвущееся к зрителю на всех парусах. Пусть и не совсем алых. Их, кстати, в спектакле не будет вовсе. Как не будет и некоторых привычных персонажей: отца героини — моряка Лонгрена, старика Эгля, встретившегося ей в лесу. Зато в балете есть новый персонаж — Рассказчик, о котором никогда нельзя сказать точно, что у него на уме (кто знает, может это сам автор повести?) Потому вас ждут отнюдь не канонические «Алые паруса». К тому же нельзя точно сказать — где и когда происходит это действие. По признанию Иванова, он бы хотел избавить историю от каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала вне времени и пространства.

I акт. «Мир Ассоль»

Перед нами — Рассказчик. Из массы молодых парней и девушек он выбирает героиню будущего балета. Его выбор падает на Ассоль. Встреча с Рассказчиком меняет ее жизнь. Сначала она встречается с русалками, где ее посещает предчувствие скорой любви. Потом она попадает на таинственный бал, где за ней ухаживают импозантные кавалеры. Наконец, знакомится со зловещими пиратами и мертвецами. Все это приводит ее в смятение, но она не может побороть свое природное любопытство. Наша Ассоль только познает мир и саму себя, находится в поиске своего «я».

II акт. «Мир Грэя»

Капитан Грей предстает перед зрителем отнюдь не положительным персонажем. Он любит карты, а свое наследство промотал. Он бунтарь от природы.

После череды приключений и жестоких испытаний, Грэй знакомится с Ассоль. В его сердце вспыхивает любовь. Именно на этом авторы спектакля ставят точку.

Действующие лица и исполнители

• Рассказчик — Тимофей Войткевич
• Ассоль — Ририко Ито / лауреат международного конкурса Мику Сузуки
• Грэй — Александр Мисиюк
• Друзья Грэя — Владислав Журов, Никита Полукчи
• Антураж Рассказчика: Ирина Войтекунас, Татьяна Ермолаева, Ольга Серко, Ольга Янович
• Кавалеры: Тимофей Войткевич, Владислав Журов, Александр Мисиюк, Никита Полукчи, Георгий Андрейченко, Антон Аржанников
• Восточный танец исполнили: Виолетта Герасимович, Тимофей Войткевич, Александр Мисиюк, Виталий Боровнев, Владислав Журов
• Цыганский танец исполнила лауреат международных конкурсов Елена Германович
• Рок-н-ролл исполнила лауреат международного конкурса Юлия Сливкина, Владислав Журов, Никита Полукчи
• Официанты (кабачники): Антон Аржанников, Маюко Оно, Георгий Андрейченко, Виталий Боровнев
• Русалки, русалы, пираты, парни, девушки — артисты балета театра

О спектакле

Просто «Ассоль»

В канун старого Нового года свое прочтение хрестоматийной повести Грина «Алые паруса» выносит на суд зрителей Белорусский государственный академический музыкальный театр. История о непоколебимой вере в чудо маленькой девочки Ассоль вдохновила композитора Владимира Савчика на написание музыки еще двадцать лет назад. После нескольких правок диск с его произведением попал в руки художественного руководителя балета Национального Большого театра Юрия Трояна, который предложил своему коллеге из Музыкального Владимиру Иванову подумать над возможностью поставить полноценный балет. Оценив материал, Иванов тут же дал согласие:

— Музыка к такому легкому, на мой взгляд, произведению, как «Алые паруса», не должна быть слишком сложной для восприятия. Нужна была предельно простая мелодия, без каких бы то ни было излишеств. Эту простоту я и нашел в работе у Владимира Савчика.

Зрители не увидят старика Эгля и моряка Лонгрена, зато на сцене появится Рассказчик, который с одинаковым успехом может быть как сторонним наблюдателем, так и самим автором. Художественный руководитель театра Адам Мурзич вольной интерпретацией «Парусов» вполне доволен:

— Нам хотелось отойти от штампованного восприятия этого произведения. Например, наш Грэй — отнюдь не положительный персонаж. Он бунтарь и большой любитель карт. Но, как и положено сказке, после встречи с Ассоль его жизнь изменится в лучшую сторону.

Не увидят зрители в спектакле и алых парусов, давших название литературному произведению. В чем тут дело — в отсутствии средств на масштабные декорации или в сознательном от них отказе, — Мурзич так и не признался. От оригинального названия постановки руководство театра отказалось еще на этапе обсуждения идеи будущего балета, поэтому «Алые паруса» заменили на не столь притязательную «Ассоль».

Юлиана Леонович, «Советская Белоруссия», 12.01.2013

«Мир, открытый настежь бешенству ветров...»

Да, такой «Праздничный, веселый, бесноватый, с марсианской жаждою творить...», как написал в свое время об «Алых парусах» Александра Грина поэт Николай Тихонов, мир прекрасной музыки и удивительно изящного танца ждет минчан на премьере балета «Ассоль» в Белорусском государственном музыкальном театре сегодня. Постановка осуществлена под эгидой Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

Уже на пресс-конференции для журналистов столичных СМИ стало ясно главное: эта духовно богатая, заряженная мечтой о «всем высоком и прекрасном» повесть Александра Грина, которая учит мужеству, радости жизни и любви, подарит всем нам еще одну незабываемую встречу с белорусским балетом. Однако и композитор Владимир Савчик, и главный балетмейстер-постановщик народный артист Беларуси Владимир Иванов прочитали эту удивительную и волшебную историю по-своему.

— В нашей работе нет штампованного восприятия произведения Александра Грина, — сказал Владимир Иванов. — В «Ассоли» зрители увидят подводный мир, о котором юная героиня повести Грина слышала много волшебных сказок. Она повстречается с русалками, потом попадет на таинственный бал. Затем познакомится с пиратами... И все же ее не будет покидать предчувствие скорой любви.

Первый акт нашего балета — это история загадочной Ассоль, а во втором мы расскажем о мире Грэя. Он хотел быть «дьявольским моряком», проиграл в карты часть своего имущества... Но не потерял главного — своей летящей души. И все же он предстанет перед зрителями отнюдь не положительным персонажем. Бунтарь от природы, Грэй после многих жизненных приключений знакомится с Ассоль, и в его сердце вспыхивает настоящая любовь.

Я еще раз перечитал Александра Грина. И у меня появилась мечта через танец рассказать о его богатом внутреннем мире — мужестве, искренности, умении любить. Главные герои первого белорусского спектакля — артисты Мику Сузуки и Дмитрий Лазовик, у которых своя история любви. Они повстречались в нашем театре. Так что история Ассоль и Грэя — это в какой-то мере и их история. Ну а повествует о мире этих молодых людей Рассказчик.

Возможно, как я представила себе Рассказчика, он будет похож на самого Александра Грина?.. В 1902 году «искателя чудесного» забирают в солдаты. И Грин попадает в заштатный 213-й Оровайский резервный пехотный батальон. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры: рост 187,4, глаза — светло-карие, волосы — светло-русые. Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса...

Замечательно и то, что Владимир Иванов представил эту прекрасную историю вне каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала независимо от времени и пространства.

На пресс-конференции среди заданных журналистами вопросов были и такие: какова сейчас творческая труппа театра, будут ли ее «делить» на балет и мюзикл, какие трудности — кроме еще незаконченного ремонта — мешают работать артистам и какие еще премьеры ждут белорусских поклонников музыкального театра?

Художественный руководитель театра Адам Мурзич ответил на все вопросы: о том, что убежден — невозможно жить Белорусскому государственному музыкальному театру без постановок белорусских произведений. А потому будут и балет, и мюзикл, и спектакли национальной тематики. Со всеми нынешними трудностями творческий коллектив справится. И как начало добрых позитивных перемен — первый в 2013 году белорусский балет «Ассоль». Его дирижер-постановщик — Олег Лесун, композитор — Владимир Савчик, художник-постановщик — Валентина Правдина, главный балетмейстер-постановщик — народный артист Беларуси Владимир Иванов.

А впереди наш любимый Музыкальный ждут еще минимум три премьеры, а также гастроли в Тулу и Екатеринбург и традиционный долгожданный фестиваль народной артистки Беларуси Наталии Гайды. Ну а мне хотелось бы добавить, что задуманный народным артистом Беларуси и его товарищами по творческому цеху балет «Ассоль» как солнечный — таковым и получился! Убедиться в этом можно было, одним глазком посмотрев репетицию... Помните:

«...Грэй взял ее руки, и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала мокрое от слез лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки наконец ясно раскрылись. В них было все лучшее от человека»... И даже мне, взрослой женщине, в этот миг захотелось увидеть белизну мачт и снастей «Секрета» — корабля мечты о счастье и любви, которая обязательно сбудется.

Ирина Бурак, «Белорусская военная газета. Во славу Родины», 12.01.2013

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2020 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.