«Алые паруса» (Иваново, 2016)

Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: мюзикл
Режиссер: Антон Лободаев
Автор: Александр Грин
Композитор: Максим Дунаевский
Авторы либретто: Михаил Бартенв, Андрей Усачев
Дирижер: Д. Щудров
Художник: заслуженный работник культуры России В. Новожилова
Балетмейстер: В. Лисовская
Хормейстер: Я. Бабурина
Звукорежиссер: В. Решетов
Художник по свету: Т. Ижевская
В ролях: заслуженный артист России Валерий Пименов, Ирина Медведева, Владимир Троценко, Сергей Захаров, заслуженный артист России Владимир Кочержинский, Надежда Шмелева, Дмитрий Сиянов, Наталия Леляева, Лариса Лебедь, Сергей Сорока и другие
Длительность: 2 часа 10 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Ивановский музыкальный театр
Премьера: 22 апреля 2016 года
Ограничение по возрасту: 12+

Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Ивановского музыкального театра по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева был поставлен в апреле 2016 года. Режиссер постановки — А. Лободаев, дирижер — Д. Щудров, художник — заслуженный работник культуры России В. Новожилова, балетмейстер — В. Лисовская, хормейстер — Я. Бабурина.

Сюжет

В этой постановке история, всем известная c детства, представлена по-новому, с новыми сюжетными линиями и героями, но основная мысль неизменна — вера в любовь и ожидание чуда. Мечта об алых парусах, которая столько лет живет в сердце юной Ассоль, становится явью, одержав победу над грубостью и бессердечностью окружающего мира.

Действующие лица и исполнители

• Эгль — заслуженный артист России Валерий Пименов / Александр Серков
• Ассоль — Ирина Медведева / Раушания Хажиева
• Грей — Владимир Троценко
• Меннерс — Сергей Захаров / Максим Галенков
• Отец Меннерса — заслуженный артист России Владимир Кочержинский / Александр Менжинский
• Мать Меннерса — Надежда Шмелева / Ольга Наянова
• Лонгрен (отец Ассоль) — Дмитрий Сиянов
• Мэри (мать Ассоль) — Наталия Леляева
• Мадам — Лариса Лебедь
• Священник — Сергей Сорока
• Артисты балета, хора и оркестра театра

О спектакле

«Алые паруса» на ивановской сцене

Премьера мюзикла-феерии о самом главном «Алые паруса» на сцене музыкального театра намечена на 22 апреля. Нетерпеливые зрители уже запасаются билетами, а мы отправились к режиссеру-постановщику, главному режиссеру музыкального театра Антону Лободаеву — конечно же, поговорить о будущей постановке.

— Антон Владимирович, что такое «самое главное», обозначенное в афишах мюзикла?

— Что в наше неспокойное время может быть важнее любви? Любовь матери к детям, мужчины к женщине... Музыку написал Максим Дунаевский, а пьеса для мюзикла создана двумя драматургами — Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым. Взяв за основу одноименную повесть-феерию Александра Грина, они добавили новых героев, обстоятельства, сюжетные линии... История девочки, всю жизнь ждавшей своего капитана под алыми парусами, конечно, сохранилась. Но, поскольку наш век требует большей динамики действия, они добавили любовный треугольник и остроты сюжета, появилось даже такое шекспировское противостояние между семьями Меннерса и Ассоль — считалось, что семья Меннерса косвенно виновна в гибели матери девушки. Вообще, это спектакль о мечте — у каждого героя есть своя мечта, но, кроме Ассоль и капитана, которым помогала взаимная любовь, достичь ее не удалось никому.

В книге практически ничего не происходит, эту историю на сцене можно рассказать за полчаса. Мюзикл — это совсем другой темпоритм, да и у современного зрителя уже иное восприятие. У нас нет задачи конкурировать с книгой. Тем более все, что есть у Грина, в мюзикле осталось, кроме, пожалуй, истории Грея. И будет очень хорошо, если зритель после спектакля захочет перечитать повесть. Я не в первый раз обращаюсь к классическим литературным произведениям, и всегда очень приятно, когда зрители и актеры после постановки обращают внимание на первоисточник.

— На кого рассчитан спектакль?

— Молодой аудитории придется по вкусу динамичность постановки, те, кто постарше, оценят музыку Максима Дунаевского. В нашей истории много драматического, не случайно ее ставят даже в драмтеатрах, если в труппе есть поющие артисты. Но есть и юмористические моменты, и всевозможные чудеса. Это история действительно для всех, не случайно «Алые паруса» сейчас так популярны в театрах — такой постановочный бум переживала разве что «Сильва» и «Мистер Икс». Наша сверхзадача — привлечь в театр молодого зрителя, сделать так, чтобы ходить в театр стало модным.

— Постановка «Алых парусов» давно значилась в ваших творческих планах?

— Да, задумка была еще когда я работал в другом театре, но на тот момент у меня не было двух главных героев — Грея и Меннерса-сына. Когда же меня пригласили в ивановский театр, то оказалось, что здесь есть необходимый актерский состав.

— Мюзикл — яркий жанр, требующий интересных декораций и эффектных решений...

— Всех секретов я, конечно, не расскажу, но отмечу, что зрителю будет, где ахнуть. Декорации, с одной стороны, очень простые и условные — город, где происходит действие, бедный, не только финансово, но и духовно. А с другой — они будут очень выразительными, в том числе и за счет хорошего освещения. Шьется много костюмов — массовке предстоит немало переодеваний. Постановка сложна еще и в том плане, что она очень музыкальна. Хотя музыка ближе к джазу, легко воспринимается на слух, но ее очень много, она разнохарактерная. Для каждой сцены, для каждого героя авторы придумали свою тему.

В постановке занята почти вся труппа, назову главных героев. В роли Ассоль — Раушания Хажиева и Ирина Медведева, Сергей Захаров и Максим Галенков будут исполнять роль Меннерса-сына, Владимир Троценко и Сергей Коблов сыграют Грея, заслуженный артист России Владимир Кочержинский и лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Менжинский представят отца Меннерса. Алена Смирнова и Лариса Лебедь воплотят нового персонажа — хозяйку маяка, заслуженный артист России Валерий Пименов и Александр Серков будут играть сказочника Эгля. В остальных ролях — ведущие солисты театра, хор и балет. Думаю, скучно не будет.

«Рабочий край». 14.04.2016

История одной мечты

На сцене музыкального театра — качественно новая постановка

Полные залы, накрепко засевшая в голове финальная партия, восторженные отзывы и недовольное консервативное ворчание... В прошлые выходные на сцене Ивановского музыкального театра состоялась премьера мюзикла-феерии Максима Дунаевского «Алые паруса».

...В этом приморском городишке живут исключительно здравомыслящие люди — грезить надеждами они давно перестали и сосредоточились на «здесь и сейчас». То есть — на грубом быте и непритязательных развлечениях. В общем-то, им ничего не надо, однако именно здесь случится то, чего в тайне ждет каждая человеческая душа: здесь сбудется мечта. Собственно, зародилась она задолго до появления на свет Ассоль — о любви загадывали и Меннерс, и родители девочки, и каждый рыбак, но только душе чистой и неистовой под силу пройти весь путь до конца.

Все первое действие зритель старается соотнести происходящее на сцене с тем, что когда-то прочитал у Грина. Здесь нужно отдать должное авторам либретто: все сюжетные нюансы достаточно логичны и не вызывают недоумения. Действительно, вполне могло случиться любовное противостояние Лонгрена и Меннерса, а его сыну ничего не мешало увлечься Ассоль. Андрей Усачев и Михаил Бартенев словно извлекают то, что Грин оставил в подтексте повествования, и превращают статичный литературный текст (классическая история об алых парусах — на полчаса театрального времени) в динамичное современное либретто.

И происходит замечательная вещь: знакомый каждой девчонке сюжет приобретает почти философское звучание. Ассоль становится центральной линзой, фокусирующей стремления и желания персонажей: разнообразные, но в сути своей сводящиеся к одному — обрести любовь, жить светло и счастливо. В финале эти сконцентрированные чаяния брызнут ослепительным светом свершившегося чуда, а сам мюзикл предстанет перед нами историей мечты. Интересно, что человеком, лучше всего понимающим Ассоль и в конечном итоге соединяющим сердца героев, становится Мадам, а не Эгль, не Лонгрен и даже не священник: чудеса происходят не в сказках и не на небесах, а здесь, на земле, и творим мы их сами, неистово веря, делая глупости и перекрашивая паруса в бочках с красным вином.

Надо отметить, что «Алые паруса» Дунаевского — довольно популярная у постановщиков вещь. Хвала Интернету, возможность сравнить есть — и оказывается, что ивановская постановка — одна из лучших. Конечно, найдется и где головой покачать: то хор «не попал в ноты», то действие слишком насыщенно, то героиня «спела опереточным голосом, а это же мюзикл», то Грей чересчур стар (или молод). На наш взгляд, это лишь рабочие или чисто субъективные моменты, с лихвой окупающиеся достоинствами постановки, прежде всего ее нравственной и технической лаконичностью.

Режиссер-постановщик, главный режиссер театра Антон Лободаев мастерски обошел все неоднозначные моменты либретто: в ивановских «Алых парусах» нет ни вульгарных телодвижений, ни вызывающих костюмов — даже в сценах в легкомысленном заведении Мадам. И это делает мюзикл приемлемым для юношеской аудитории: может быть, «12+» и несколько смело, но 14—15-летним сходить на «Алые паруса» будет полезно.

Техническая сторона постановки сработана изобретательно и профессионально, нужно отдать должное: здесь использованы все возможности сцены музыкального театра. Отдельные комплименты — осветителям, сделавшим ивановский мюзикл действительно феерией. На протяжении всего действия на площадке минимум декораций: только помост, маяк и паруса-экран, меняющие цвет и рисунок. Сцена вращается — и каждый поворот сюжета знаменуется буквальным поворотом декораций. Такая условность не напрягает, более того — позволяет сосредоточиться на перипетиях действия. Постановка не ограничивается пределами сцены — и даже границами между мирами: ключевые эпизоды с Ассоль и Греем отчасти переносятся в зал, а в самые драматичные моменты появляются призраки Меннерса-старшего и матери Ассоль.

Что касается собственно действия, то уже к концу первого отделения зритель захвачен им настолько, что от воспоминаний о первоисточнике остается только вера в счастливый конец. Велика заслуга в этом и артистов, воплотивших авторский и режиссерский замысел со всей полнотой своего таланта. Неподражаема Ирина Медведева в роли Ассоль, драматичен заслуженный артист России Владимир Кочержинский, сыгравший отца Меннерса, нежны и трогательны Наталья Леляева и Ирина Смолева (Мэри).

Мнения зрителей относительно Эгля, Грея, Лонгрена и Меннерса-младшего несколько разделились: в разные дни их играли разные исполнители, и зрители отдавали предпочтение «своему». Кто-то спорит, какой Эгль сказочнее: в исполнении Александра Серкова или заслуженного артиста России Валерия Пименова. Другие сражаются за лучшего Лонгрена (Дмитрий Бабашов и Дмитрий Сиянов), а третьи уверяют, что Владимир Троценко гораздо органичнее, чем Сергей Коблов воплощает образ Грея.

Четвертые доказывают, что все как раз наоборот. Право слово, оставим споры театральным критикам. Не так важно, какой актерский состав выйдет в конкретный вечер. Куда важнее, что на ивановской сцене появилась качественно новая постановка, которую уже полюбили и сами артисты, и зрители. А если вы еще не видели «Алых парусов» — сделать это можно 19 и 26 мая. И помните: чудеса происходят — здесь, на земле, и всегда вовремя.

Анна Кораблева. «Рабочий край», 28.04.2016

Старая повесть для современного зрителя

В Ивановском музыкальном театре прошли премьерные показы знаменитого мюзикла на музыку Максима Дунаевского «Алые паруса». Ивановцы встретили премьеру полными залами. Поклонники театрального искусства ждали мюзикл долго. Во-первых, каждая весенняя премьера театра — это громкое культурное событие. Во-вторых, «Алые паруса» стали первым спектаклем, который поставил на нашей сцене новый главный режиссер, молодой и амбициозный Антон Лободаев. Пожалуй, можно сказать, что режиссер вполне оправдал возложенные на него надежды: такого действа в нашем театре еще не было.

Спектакль получился очень актуальным и свежим. Это не осовремененная версия знакомой истории. Герои живут тогда же, что и в знаменитой книге, которая легла в основу сюжета. Но музыка и песни, игра и способ существования актеров на сцене получились особенными, по-хорошему «столичными», но ни в коем случае не «гламурными». За красотой сценических перевоплощений, игрой света и тени, прекрасными голосами не потерялось главное — глубокий смысл происходящего на сцене.

Сюжет мюзикла значительно отличается от сюжета романа Александра Грина. Ответвления от главной сюжетной линии вносят особую глубину в происходящее и делают повествование многограннее. Ассоль (Ирина Медведева) все так же ждет своего Грея (Владимир Троценко и Сергей Коблов в разных составах), но реальная жизнь серьезно вмешивается в ее судьбу. Девушке приходится выбирать, что же важнее: спокойная жизнь с любящим ее, но таким земным Меннерсом или ожидание сказки, которую принесет с собой Грей на алых парусах. А песню Меннерса («Мечтать о принцах — ну какой в этом толк, / Мечта не кормит, мечта не греет, / Хочешь — скуплю я весь красный шелк, / Если хочешь, зови меня Греем!»), пожалуй, можно назвать одним из самых проникновенных моментов спектакля.

Подобных моментов было много: это и сцена надругательства над матерью Ассоль в кабаке, и рассказ старика Эгля (Александр Серков или Валерий Пименов), который заронил в душе Ассоль мечту о Грее, и многие другие сцены, которые надолго остаются в памяти зрителя.

Оформление спектакля на первый взгляд кажется слишком лаконичным, даже аскетичным: маяк, наклонный мост, который служит то пирсом, то столами и лавками в кабаке, белые паруса на заднике сцены, на которые проецируются световые эффекты. (Кроме того, одним из необычных режиссерских решений стало использование на сцене подвижного круга.) Но, вникнув в сюжет, зритель понимает, что этого — достаточно. Всё остальное добавляют актеры, музыканты (что немаловажно, спектакль идет в сопровождении оркестра), осветители. Благодаря этому мюзикл получился «подвижным», не перегруженным деталями, а внимание зрителя концентрируется лишь на самом важном.

Конечно, не обошлось на премьерном показе и без недочетов — как технических (например, периодически не срабатывающих в самых важных сценах микрофонов), так и исполнительских (не всегда четкое и понятное пение женского хора). Но по большому счету это те мелочи, на которые не хочется обращать внимания. Они с лихвой перекрываются хорошей игрой, прекрасной музыкой и крепкой режиссурой.

Ксения Кабанова. «Ивановская газета», № 34. 03.05.2016

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2020 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.