«Алые паруса» (Алматы, 2014)

Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: музыкальная феерия
Режиссер-постановщик: засл. арт. Республики Таджикистан Султан Усманов
Автор: Александр Грин
Художник-постановщик: Владимир Пономарев
Балетмейстер: Виктор Япринцев
Композитор: Максим Германцев
В ролях: Татьяна Костюченко, Никита Коньшин, Юрий Гнусарев, Андрей Пасаженников, Ольга Коржева, Кристина Золочевская, Наталья Семенова, Артем Иватов, Наталья Бардина, Виктория Остапенко, Роман Хикалов, Махсат Сахиулы и другие
Язык: русский
Страна: Казахстан
Театр: Государственный академический русский театр для детей и юношества им. Н. Сац, Алматы
Премьера: октябрь 2014 года

Музыкальная феерия «Алые паруса» по мотивам одноименного произведения Александра Грина была поставлена на сцене ТЮЗ имени Н. Сац в Алматы (Казахстан) в октябре 2012 года. Режиссер-постановщик спектакля — Султан Усманов, засл. арт. Республики Таджикистан, композитор — Максим Германцев.

Сюжет

Девочка Ассоль замкнуто живет в деревушке со своим отцом Лонгреном — бывшим моряком, вынужденным оставить свою профессию, чтобы воспитывать дочь — мать рано умерла. Жители Каперны не любят эту семью, считают Ассоль полоумной. Поэтому свое свободное время девочка проводит в одиночестве, разговаривая с морем, деревьями, птицами. Пока не встречает Эгля — собирателя сказок и легенд, который обещает девочке, что когда она вырастет, за ней обязательно приедет капитан на корабле с алыми парусами и увезет ее с собой. Ведь цвет счастья может быть только алый. И маленькая Ассоль начинает жить своей мечтой. И мечта исполняется!

Действующие лица и исполнители

• Ассоль — Татьяна Костюченко
• Грей — Никита Коньшин
• Лонгрен — Юрий Гнусарев
• Эгль — Андрей Пасаженников
• Майра Меннерс — засл. арт. РК Ольга Коржева
• Грета Меннерс — Кристина Золочевская
• Луиза Меннерс — Наталья Семенова
• Хин Меннерс — Артем Иватов / Виктор Никитин
• Старуха — Наталья Бардина
• Девица — Виктория Остапенко / Любовь Довбань
• Честер — Роман Хикалов
• Фил — Махсат Сахиулы
• Том — Галым Тобжанов
• Летика — Руслан Акылбаев

О спектакле

Паруса любви и надежды

В театре имени Н. Сац была поставлена чудесная сказка А. Грина «Алые паруса». Режиссер-постановик — заслуженный артист Таджикистана Султан Усманов. Мне посчастливилось присутствовать на премьере. Я в полном восторге!!! Прекрасный спектакль. Самый лучший из всех, который я когда-нибудь смотрела. Пробирающее до дрожи невероятное сочетание музыки, потрясающих декораций, костюмов, ну и конечно великолепных актеров. Очень захватывающая интерпретация произведения А. Грина в непривычном для зрителя виде.

Отличная актерская работа Татьяны Костюченко в роли Ассоль и Юрия Гнусарева в роли Лонгрена, отца Ассоль. Его голос завораживает и проникает в самые глубины души, до мурашек! Запомнились мне его фразы, сказанные дочери: «Надо уметь любить, а этого они не умеют...», «Нет ничего радостней, чем делать чудеса своими руками».

Семейство Менерсов (Ольга Коржева, Кристина Золочевская, Наталья Семенова, Артем Иватов, Виктор Никитин) очень харизматично себя проявили на сцене. Именно так представляются хозяева приморской таверны, захолустного места, где пиво льется рекой.

Молодые актеры из массовки производят удивительное впечатление своими песнями и танцами. Ну и конечно капитан Грей! Красавец-капитан, который так долго искал «жемчужину, ту, что снилась ему во сне» и наконец нашел. Потрясающая работа художника-декоратора в последней сцене — алые паруса развиваются над всем залом как метафора того, что у всех нас, у каждого свои алые паруса, своя мечта, которая сбывается, если терпеливо ждать, не предавая ее.

И в заключение еще одна цитата из книги: рассуждая о чудесах, капитан Грэй говорит, что их можно творить с помощью «улыбки, прощения или вовремя сказанного нужного слова».

Давайте прислушаемся к этим словам, чтобы в нашей жизни стало больше праздника или, говоря языком Грина, феерии.

Абирбек Саяжан

Корабли в нашей гавани

В алматинском ТЮЗе имени САЦ прошла премьера музыкальной феерии «Алые паруса».

Юных и не очень театралов Алматы попробовали настроить на романтический лад. В Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац — новый сезон. Взамен сказочным нравоучениям о добре и зле тюзовцы вытащили на свет вполне жизненную историю фантазерки Ассоль и влюбленного в нее капитана Грэя.

«Не понимаю, почему все идеализируют именно Ассоль. По мне, так реальный герой этой истории именно Грэй, ведь он узнал мечту странной, но симпатичной девушки и сделал все для ее исполнения. Не будь его, чудачка так и ждала бы заветного знака, все больше превращаясь в городскую сумасшедшую...», — повесть Александра Грина мы не так давно волей случая обсуждали с коллегой. Филолог по образованию, много лет проработавшая в редакции, сегодня Марина вновь открыла это произведение. Чтобы прочитать его вместе с подростком сыном. К слову, книга написана более по-мужски, ее страницы словно пропитаны солоноватым морским бризом, с них веет духом приключений. Экранизация Александра Птушко 1961 года — гораздо романтичнее. Но и книгу, и фильм одинаково сложно преподнести в выгодном свете современным подросткам, которых мы сами разучили мечтать. Что же тогда ждет спектакль?

— Сегодня молодежь другая, чем во времена нашего фильма, — рассуждал накануне премьеры постановки режиссер спектакля, заслуженный артист Таджикистана Султан Усманов.

— Мне кажется, у юношей и девушек нет большой мечты. Они стали несколько приземленными, точно знают, что им нужно. И больше на уровне быта, потребления. А может, молодежь скрывает друг от друга свои главные мечты? Мне очень интересно, когда появятся наши алые паруса на сцене и поплывет наш корабль, что будет в зале? О чем будут думать юные зрители? Задумаются ребята о своих алых парусах, о своей мечте? Ведь все люди независимо от возраста мечтают, словом любовь в большой город пришла под алым флагом.

На мой взгляд, разговор с молодежью, о котором мечтал режиссер, отдавший месяцы подготовке спектакля, состоялся. На время, когда в зале погас свет и началось театральное волшебство, зрители жили в истории, сопереживали героям, дышали в унисон. И в этом, несомненно, большая заслуга и исполнителей главных ролей — Татьяны Костюченко и Никиты Коньшина. Молодые и талантливые, они виртуозно умеют держать зал, не оставляя сидящим в полутьме зрителям и тени сомнения в реальности происходящего.

Юлия Зенг. «Литер», 24.10.2014

Мы верим алым парусам

В Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац премьера — музыкальная феерия по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса». Режиссер спектакля — заслуженный артист Таджикистана Султан Усманов.

Это замечательное произведение люди старшего и среднего поколения знают с детства, оно стало классикой, также как и «Ромео и Джульетта», и я очень рада, что дети, молодежь смогут познакомиться с ним в нашем детском театре.

О чем пьеса? О том, что в жизни каждого человека должна быть мечта, что если во что-то веришь, твое желание непременно сбудется, что счастье нужно творить собственными руками...

...Помню, как много лет назад я поехала в Крым, отправилась в город Феодосию и, конечно же, первым делом пошла в литературно-мемориальный музей Александра Грина. У входа — якорь, дубовые двери, а вместо привычных музейных комнат — Трюм фрегата, Каюта капитана Грея, Клиперная... Ну а куда я еще могла пойти?

Но давайте о спектакле. Как только открывается театральный занавес, мы сразу попадаем в необыкновенную атмосферу, в деревушку Каперна близ города Лисса, которая находится на берегу моря. Благодаря прекрасному оформлению художника-постановщика Владимира Пономарева, а заодно и главного художника театра, мы понимаем: да, именно здесь должны происходить наши сказочные события. И вот начинает разворачиваться действо.

Девочка Ассоль замкнуто живет в деревушке со своим отцом Лонгреном — бывшим моряком, вынужденным оставить свою профессию, чтобы воспитывать дочь — мать рано умерла. Жители Каперны не любят эту семью, считают Ассоль полоумной. Поэтому свое свободное время девочка проводит в одиночестве, разговаривая с морем, деревьями, птицами. Пока не встречает Эгля (арт. Андрей Пасаженников) — собирателя сказок и легенд, который обещает девочке, что когда она вырастет, за ней обязательно приедет капитан на корабле с алыми парусами и увезет ее с собой. Ведь цвет счастья может быть только алый. И маленькая Ассоль начинает жить своей мечтой.

В спектакле хороши все актеры. В первую очередь, это исполнительница роли Ассоль Татьяна Костюченко. Именно она задает спектаклю душевный тон, играет так, что мы зрители, сидящие в зале, чувствуем себя сопричастными к судьбе юной девушки, ждем вместе с ним прекрасного принца, волнуемся за нее, верим в ее будущее.

Понравился мне актер Юрий Гнусарев в роли Лонгрена — отца Ассоль, горячо любящий дочку и занимающийся не очень прибыльным бизнесом. Он строит игрушечные корабли, которые Ассоль продает на базаре. Лонгрен сдержан, лаконичен, искренен... Хорош принц-капитан — молодой актер Никита Коньшин. Он — олицетворение юности, чистоты, веры в свои силы, и мы, зрители, не сомневаемся, что Ассоль вместе с Греем ждет прекрасная судьба.

Особо хотелось бы отметить семью Меннерс. Маму — Грету Меннерс (засл. арт. РК Ольга Коржева, ее дочерей Грету (арт. Кристина Золочевская) и Луизу (арт. Наталья Семенова), сына Хина (арт. Артем Иватов). Вся эта компания ненавидит Ассоль и ее отца, смеется над ними, по возможности устраивает им неприятности. Да, у них есть на то причины, но, тем не менее, они не безнадежны... Ведь и мама, и дочери, и сын тоже хотят большой любви, и завидуя Ассоль не теряют надежды, что она к ним придет. И мне кажется символической заключительная реплика Греты Меннерс — Ольги Коржевой в конце спектакля: «Провалитесь вы со своей любовью!» и, одновременно: «Да поможет вам бог!».

Еще необходимо отметить, что спектакль наш назван музыкальной феерией. Слово «феерия», прочитала я в словаре, происходит от французского «feerie», что, в свою очередь, берет начало в коротком «fee», что означает фея или волшебница. В переносном значении феерия — сказочное, волшебное зрелище. Но мы-то видим в театре еще и музыкальную феерию. В представлении, как в большинстве тюзовских спектаклей, много песен и танцев. Отлично поют, как говорится в живую, Татьяна Костюченко, Ольга Коржева, Андрей Пасаженников.

Не могу не сказать о музыке, которую сочинил Максим Германцев специально для спектакля. Мы запомнили Максима по песенке, которая стала хитом в «Великом лягушонке», а музыка к «Алым парусам» — это первая большая серьезная музыкальная работа Максима в театре. Поздравляем, Максим!

В программке я с грустью прочитала: балетмейстер — Виктор Япринцев. С грустью, потому что недавно Виктор неожиданно ушел из жизни и его зажигательные танцы в спектакле стали прощальным приветом от нашего замечательного балетмейстера зрителям и работникам театра, который не только работал долгие годы в ТЮЗе, но и активно участвовал в организации массовых представлений во время праздников в Алматы...

Два премьерных дня зал в театре был набит битком. Публика восторженно принимала спектакль, то и дело звучали аплодисменты. Я радовалась, видя так много прекрасных юных лиц: наших Ассолей и капитанов Греев, пришедших на спектакль, и думала о том, что возможно, после спектакля юноши и девушки задумаются о том, что даже в наш меркантильный век каждому надо иметь мечту об Алых Парусах, и стремиться к ее осуществлению.

Людмила Мананникова. «Аргументы и факты», 03.12.2014

Алые паруса надежды

Государственный академический русский театр для детей и юношества им. Н. Сац показал в новом сезоне сразу две яркие премьеры — сказку-фантазию по мотивам оперы Моцарта «Волшебная флейта» и музыкальную феерию «Алые паруса» по Александру Грину.

Обе премьеры с полным правом можно назвать успехом алматинского Тюза — во-первых, потому что впервые на сцене детского драматического театра зазвучала бессмертная музыка Вольфганга Амадея Моцарта, а во-вторых, театр, опять же впервые обратившись к творчеству «последнего советского романтика» Александра Грина, создал запоминающийся, очень зрелищный спектакль.

Режиссер-постановщик спектаклей, заслуженный артист Таджикистана Султан Усманов, который уже много лет сотрудничает с алматинским ТЮЗом, считает, что юные зрители, которые делают первые шаги на пути к большому искусству, должны знать, что есть и такой жанр как опера.

— Я подумал, почему бы не адаптировать это произведение Моцарта к постановке на сцене драматического театра? Тем более что опера написана в форме зингшпиля, где, как в оперетте, музыка чередуется с текстом. Конечно, нам пришлось значительно подредактировать либретто, сократив его, облегчив диалоги, учитывая, что пьеса будет идти на сцене детского театра, — говорит Султан Усманов.

Созданная более 200 лет назад, незадолго до кончины великого композитора, «Волшебная флейта» стала последней любимой оперой Моцарта, она сразу же получила признание и по сей день триумфально шествуют по миру. Либретто Моцарту предложил его давний приятель, антрепренер одного из венских театров Эммануэль Шиканедер.

Заимствованный им сюжет, на первый взгляд, банален — влюбленный принц Тамино (артист Никита Коньшин) вызволяет из плена дочь Царицы ночи (актриса Ольга Бобрик) прекрасную Памину (Наталья Лунина), которую похитил злой колдун. В помощь он получает волшебную флейту, чтобы она помогала ему преодолевать различные преграды. Сопровождает принца птицелов Папагено, комический персонаж в талантливом исполнении заслуженного деятеля РК Тахира Восилова. В итоге по законам сказочного жанра добро побеждает зло, и все кончается счастливым соединением влюбленных.

— Работать над спектаклем было и невероятно интересно, и невероятно сложно, ведь нам пришлось искать свои пути решения проблемы, адаптируя к детской аудитории это сложнейшее, глубоко философское произведение Моцарта, — рассказывает Султан Усманов. — Безусловно, это эксперимент, и насколько он удался, судить зрителям.

Надо сказать, что Султан Усманов практически параллельно работал сразу над двумя спектаклями — завершая «Волшебную флейту», он уже погрузился в романтический мир героев Грина.

— Знаете, почему я решил поставить «Алые паруса»? Однажды, заглянув в зрительный зал, я увидел — вот сидят мальчишки, девчонки, их папы и мамы, и подумал: а ведь у каждого из них есть или была какая-то своя мечта, свои «алые паруса». Для кого-то они уже проплыли мимо, а кто-то, может, их еще ждет. Понимаете, в наш прагматичный век мы забыли о душе, из нашей жизни уходит романтика, а так не должно быть, — считает режиссер-постановщик.

Кстати, сам Александр Грин назвал свою повесть феерией, то есть сказочным, волшебным действом. Вообще, он был удивительным, ни на кого не похожим писателем — силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные мужчины и прекрасные женщины, где у моря стоят города с удивительными названиями — Лиссе, Зурбаган.

Грин знал силу мечты и силу любви. Об этом и «Алые паруса», о том, что истинное чудо может родиться только тогда, когда веришь в него. Но чтобы повесть превратилась в пьесу, режиссеру, как и в «Волшебной флейте», пришлось адаптировать ее, переложив на сценический язык.

Действие происходит в выдуманном Грином небольшом приморском городке Каперне, где живут люди, которым не доступна мечта. Они готовы издеваться над любым человеком, думающим, не так, как они. Поэтому Ассоль, которая умела разговаривать с птицами и цветами, они считали деревенской дурочкой. Однажды в лесу ей встретился странный человек, рассказавший сказку о корабле с алыми парусами, на котором когда-то за ней приплывет принц, чтобы навсегда увезти ее из этого города. Ассоль поверила в сказку, она была готова к чуду — и это чудо произошло.

В том, что пьеса идет, что называется «на ура», большая заслуга не только актеров — кавалера ордена «Курмет» Татьяны Костюченко, создавшей трогательный образ Ассоль, заслуженной артистки РК, кавалера ордена «Курмет» Ольги Коржевой в яркой, гротескной роли Майры Меннерс, Никиты Коньшина (Грей), Кристины Золочевской (Грета Меннерс), Руслана Акылбекова (Летика) и других, но и художника-постановщика Владимира Пономарева — его алые паруса, которые буквально вплывают в зал, вызывают такой шквал эмоций, что становится понятным — создателям спектакля удалось достучаться до юных сердец.

— Человеку свойственно мечтать, — сказала мне после премьеры директор театра Надежда Горобец, — но в начале пути нашему независимому государству нужны были люди амбициозные, прагматичные, напористые. И предполагалось, что главное составляющего каждого человека — морально-нравственные ценности — будут присутствовать, как само собой разумеющееся. Но когда общество, семья ослабили внимание в этом направлении, в итоге мы получили поколение прагматиков, для которых важна карьера и обладание определенным «джентельменским» набором — дорогой машиной, огромной квартирой, крутым телефоном и так далее. А мечты, романтика отошли на второй план. Поэтому сейчас, мне кажется, настало то время, когда нам нужно вернуться к истокам. Как говорит Президент нашей страны, Казахстан должен стать обществом интеллектуально развитых людей, обладающих морально-нравственными ценностями, среди которых и патриотизм, и любовь к своей семье, и верность, и преданность, и желание совершить что-то хорошее для государства, причем совершенно бескорыстно, не ради карьеры и денег, а ради того, чтобы ощутить свою значимость и свои возможности. Что же касается «Алых парусов», то это самая высокая планка мечты человека, когда он знает, что такого не бывает, но наперекор всему идет вперед, к своей мечте.

— Надежда Григорьевна, а вам не кажется, что ключ к пониманию этого произведения заключен в словах Грея, что истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками? То есть, чудо, которое происходит в Каперне, это не волшебство, свалившееся на героев по мановению волшебной палочки, его создает сам человек, чтобы сделать счастливым другого.

— Вы правы, духовно высокие мечты, как нить Ариадны, обязательно ведут к вершинам, к тому созидательному началу, которого требует от нас время. В связи с этим не могу не вспомнить о «Размышлениях у подножия Улытау» Главы нашего государства Нурсултана Назарбаеав, где он говорит о необходимости духовного наполнения нашей жизни. Чтобы сделать ее, эту жизнь, лучше, такой, какой мы хотели бы ее видеть, какой ее государство прогнозирует нам до 2050 года, надо научиться совмещать прозу жизни, реальность с поэзией. Ведь и эти мечты — дело наших рук, и если мы может мечтать о высоком, то сможем творчески подойти и к нашим далеко идущим планам. Этому мы и стремимся научить нашу молодежь

Елена Брусиловская. «Казахстанская правда», 14.11.2014

Алеет парус одинокий

В ТЮЗе имени Наталии Сац прошла премьера музыкальной феерии «Алые паруса». Сценическую постановку знаменитой повести Александра Грина осуществил режиссер заслуженный артист Таджикистана Султан Усманов, давно и успешно сотрудничающий с ТЮЗом имени Сац. Однозначно можно отметить, что новое прочтение классики режиссером несет в себе позитивную волну, замешанную на стремлении показать суровую реальность бытия рыбацкой деревни без купюр. Депрессивное окружение юной Ассоль накладывает отпечаток на неокрепшее сознание девочки, но она, увлеченная героями книжных романов, верит в идеалы любви. После разговора со стариком Эглем, который напророчил ей встречу с заморским принцем на белом корабле с алыми парусами, девушка и вовсе отстранилась от обыденности, живя в собственных фантазиях.

Конечно, невозможно не сравнить постановку с одноименным фильмом, где в главных ролях снялись Анастасия Вертинская и Василий Лановой. Если образ, созданный Вертинской, — утонченный и воздушный, насквозь пропитанный романтизмом, то Ассоль в исполненни Татьяны Костюченко более близка к оригиналу, ведь в книге Ассоль — темно-русая, невысокого роста и не обладает данными фотомодели, но их обеих объединяет одно: блеск в глазах и сумасшедшая вера в свою сказку. Еще одной особенностью спектакля стала его музыкальность. На протяжении всего действа звучит музыка, герои исполняют свои «партии». Этим самым звуковое наполнение придает постановке некую живость и драйв. Было заметно, как молодые зрители восторгались, когда Ассоль пела свою песенку о любви.

И хотя исполнение выполнено под фонограмму, решение брать в руки микрофон артистами выглядит несколько непривычно. Однако в первом ряду было отчетливо видно, что не все актеры, выступающие в массовых сценах, знают текст песен, — например, когда танцуют моряки во главе с Грэем. Хотелось бы также пожелать исполнителям вторых ролей, особенно мужских, быть убедительнее, а над этим им придется еще достаточно поработать.

Стоит отметить любопытные режиссерские находки. Так, в спектакле есть комичный момент с «сорнячками», которого нет в повести: старуха-соседка (актриса Наталья Бардина) советует Ассоль искать «прынца» в огороде. Мол, стой ближе к плетню, а когда увидишь приближающегося прынца (то есть какого-нибудь деревенского парня-рыбака), нагибайся к грядкам и рви сорнячки, при этом не смотри по сторонам — глядишь, через несколько дней он придет свататься. Добавим, что выигрышно смотрятся декорации, выполненные на высоком художественном уровне Владимиром Пономаревым. Они переносят зрителя то в приморскую деревню с трактиром и причалом, то на корабль капитана Грэя.

— Мне очень понравилось то, как детей учат общаться с природой, с Богом, — делится впечатлениями зрительница Мария Даниловна Кононенко. — Бог есть любовь, и обращаться к нему надо только с любовью, как это делает Ассоль. Человек должен приходить в этот мир для радости. Я думаю, отношение Ассоль к жизни, несмотря на тяготы судьбы и неприязнь окружающих, ее мечты (а мечты сбываются) — все это должно научить детей мыслить позитивно, заставить их задуматься о смысле жизни.

Индира Сатбаева. «Вечерний Алматы», 24.10.2014

Рассветом алым паруса...

Свежим ветром нового прочтения развернулись на сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац «Алые паруса» А. Грина. Новый сезон начался постановкой музыкальной феерии о самой романтической истории любви режиссера Султана Усманова.

Почему «Алые паруса»? Последнее время мы, честно признаться, о них и подзабыли. Куда там предаваться романтическим мечтам, когда реалии дня предполагают темп, скорость, мобильность. Не успел — опоздал. Мы и детей своих ежедневно, ежечасно поторапливаем, сами поспешая в бесконечной суете. Говорим о времени и, сами это время крадем. А юной душе необходимо иметь возможность созерцать на пути к гармонии. Юной душе необходимо мечтать. Именно об этом напоминает нам режиссер и его талантливая труппа вдохновенным посылом добра и надежды с простого деревенского пирса, ставшего для прекрасной Ассоль причалом ее мечты. Ассоль в исполнении Татьяны Костюченко и Грэй Никиты Коньшина заставляют поверить, что все возможно, если ты действительно этого хочешь. И зал верит. И сопереживает, затаив дыхание, слушая романс влюбленных.

О музыке в спектакле можно говорить, как об отдельном персонаже, созданном Максимом Германцевым. Или о невидимой декорации, которая одевает статичную сцену в характерный костюм. Минуту назад мы слышали волны на пустом берегу и, вот уже джига перенесла нас в разбитную таверну. Вот защемило сердце от пронзительного одиночества старика Ландгрена в исполнении Юрия Гнусарева и, уже хочется прыснуть от сентенций взбалмошных сестер Меннерс в исполнении Кристины Золочевской и Натальи Семеновой. И как не расставляй симпатии, а сквозь басово-ударные мамаши Меннерс звучит мотив тихой материнской любви, так исполняет его Ольга Коржева.

Спектакль состоялся. А чтобы увидеть свои Алые паруса — лелейте, растите мечту, и прочь сорняки сомнений, так же легко и весело, как учит это делать Старушка Натальи Бардиной: «Прочь, сорнячки!»

«Деловой Казахстан», 24.10.2014

Главная Новости Обратная связь Ссылки

© 2020 Александр Грин.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.
При разработки использовались мотивы живописи З.И. Филиппова.